Активизация самоконтроля звукопроизношения у детей дошкольного возраста с нарушением речи

9 декабря 2012 - Ксенечка
article381.jpg

В коррекционной работе над звукопроизношением введение нового звука в речь ребёнка становится процессом долгим и трудным, требующим от взрослых терпения, а от детей - усердия. В силу того, что вновь выработанные нервные связи ещё слабы, ребёнок пользуется приобретённым звуком крайне нерегулярно. Поэтому необходимо развивать его внутренний самоконтроль за своей речью.

 

 Процесс нормализации речи и угасание патологического процесса возможны только при повышенном внимании ребёнка к речи окружающих и к своей собственной. Взрослым необходимо также внимательно следить за звукопроизношением детей и корректно исправлять ошибки не только на занятиях, но и на протяжении всех режимных моментов. Процесс автоматизации звуков протекает у некоторых детей очень сложно, самоконтроль за звукопро - изношением бывает низким, иногда ребёнок быстро утрачивает приобретённый навык. Поэтому такая работа требует от нас терпения, такта, собранности, постоянной изобретательности.

 
С этой целью мы используем следующие стимулирующие приёмы. Например, игровое упражнение "Попугай". Если ребёнок неправильно произнёс какой - то звук, мы просим его: "Повтори за мной слово 2, 3, 4 раза и "нажми" на этот звук. Придумай предложение или чистоговорку с этим звуком".
 
В начале организованной деятельности, давая установку на правильную, грамотную, чёткую речь, используем такое стихотворение: "Каждый день, всегда, везде, на занятиях, в игре громко, чётко говорим, никогда мы не спешим!" Выучили его вместе с детьми. Для стимулирования и активизации самоконтроля звукопроизношения в самостоятельной речи проводим с детьми игру - соревнование "Говорим правильно" в разных вариантах:
 
1. "Ёлочка - красавица". "Много на ёлочке шариков цветных и шишек золотых" - дети получали в качестве поощрения за правильное произношение разноцветные шары и шишки, украшали ими каждый свою веточку на ёлочке, "Мороз снежком укутывал" - снежками и снежинками и так далее.
2. "Чудо - дерево звуков", на котором "вырастали" булочки (лексическая тема "Хлеб"), конфеты (лексическая тема "Продукты"), зелёные листочки (лексическая тема "Весна"). При проведении игры мы стараемся учитывать изучаемую лексическую тему. Регулярно подводим итоги: что получилось хорошо, над чем ещё нужно поработать, и дети в качестве поощрения за старания получают различные призы (раскраски, игрушки, киндер - сюрпризы).
 
Подобные игровые приёмы очень хорошо помогают добиться стойкого закрепления поставленных звуков, развить самоконтроль, внимание к правильно звучащей речи
Комментарии (1)
Гуля # 22 января 2015 в 17:40 0
спасибо. нашла то, что искала.

← Назад