Все познается в сравнении (развитие 1 - 2 года)

28 октября 2012 - Ксенечка
article350.jpg

Малыш заметил сходство между двумя предметами? Это настоящий прорыв в развитии! Пора объяснить ему основы анализа.

Для крохи окружающий мир -огромная абстракция. Целиком она не несет никакой информации, поэтому ребенок начинает познавать ее с деталей - предметов, которые находятся в пределах досягаемости. Сперва изучает их на вкус, через 2-3 месяца -пальчиками и руками. Затем - глазами (внимательно рассматривает). С возрастом меняется не только способ восприятия, но и отношение к объектам исследования. Так. 10-месячный непоседа с удовольствием стучит игрушкой об стол. Ему нравится сам процесс. Годовалый хочет узнать о свойствах вещей - малютке интересно сравнивать и сопоставлять.

 
Простая геометрия
 
Еще до года кроха различает все цвета радуги. Однако пока он не понимает, что цвет одно из свойств предмета. К двум годам малыш точно знает 3 - 4 цвета, называет их без раздумий. Пришло время изучить новую характеристику предметов - форму. На практике ребенок понял: шарик отлично "бегает", а из кубиков получается красивая башенка. Тебе нужно развить эту мысль, показать, чем именно отличаются предметы. Сейчас пригодится сортер! Купи не самую простую модель. Хорошо, если кроме основных форм в нем будут ромб, шестиугольник, эллипс. Когда твой исследователь складывает игрушки в ящик, комментируй его действия: "Ты взял кубик (шарик, кирпичик)". Затем измени игру: говори, какую именно фигуру нужно положить в коробку. Чтобы развивать образное мышление, покажи маленькому сходство между фигурой и предметом. I (например, нарисуй круг, а в нем глазки, носик, ротик, ушки - и он превратится в смешную мордашку.
 
Больше и меньше
 
Годовалый карапуз без проблем решит простую задачку на определение размеров предмета. Дан ему коробочки, стаканчики и различные деревянные (или пластиковые) фигурки (подойдут и обычные кубики). В какую емкость поместятся предметы?
 
- Предоставь возможность самостоятельно понять, почему кубик легко ныряет в большую коробочку и никак не входит в маленькую.
 
- Загадай малютке загадку посложнее. Сам он большой или маленький? Сможет ли поместиться в ведерке? А в маминой сумке? Учти: юный исследователь захочет проверить ответ. Так что не исключено, что попробует залезть и в коранну для белья, и в щель между мебелью. Еще одно открытие: понятие величины - вешь относительная.
 
- Кстати, этой игре самое место на кухне, разве что атрибуты другие. Предложи малышу кастрюльки, ковшики, коробочки для сыпучих продуктов. Не забудь предварительно вымыть и высушить несколько овощей и фруктов. Попроси кроху помочь тебе в приготовлении супчика. Пусть попробует поместить в кастрюлю все плоды. Получилось? А как насчет ковшика?
 
- Очень может быть, что увлечение кулинарией сменит страсть к музыке. Кастрюлька с крышкой - это же отличный (аглавное, громкий!) инструмент. Не вздумай сердиться Наоборот, гордись. Ребенок расширяет границы сознания. Как? Находит новое, непривычное применение предметам.
 
Хитрая комбинация
 
После полутора лет малыш свободно манипулирует названиями нескольких цветов и форм. Похоже, он готов к новому этапу: научиться выделять предметы по нескольким характеристикам. Обойдись без теории. Объясни все на практике. Возьми разноцветные геометрические фигуры и попроси малыша рассортировать их по цвету. Сперва он будет путаться. Помогай ему, подсказывай, направляй. Повторите игру! Когда он выполнит задание без ошибки, давай следующее: разложить - по форме. Поначалу ребенок может ошибаться. но пара тренировок - и псе получится четко.
 
С закрытыми глазами
 
Двухлетний умничка стремится решать сложные задачки. В восторге от заданий на смекалку. Скажем, тех. которые требуют от него собственных умозаключений. Завяжи карапузу глаза платочком. Поочередно давай в руки различные предметы и интересуйся, какой они формы. Пусть это будет не только мяч или кубик, печенье сгодится, и яблочко. Для следующего урок понадобится пластилин. Слепи треугольник и предложи маленькому видоизменить его: сперва превратить в цилиндр, затем - в круг. Завершающий этап - вылепить несколько различных фигурок и сложить словно из мозаики, человечка. Занятно и увлекательно!
 
 
Найди предмет!
 
Приготовь 8 игрушек и столько же фигур - 4 цилиндра и 4 кубика. 2 фигурки - розовые, остальные - синие. Для кналз просто рассмотрите фигурки. А потом игру преврати в урок из двух частей
 
-тпоиск фигуры
 
- возвращение предмета на место
 
Рассади игрушки в ряд и каждой "дай" фигуру Ребенку нужно найти розовые цилиндр и кубик, отложить их в сторону, а остальные оставить на месте. Можешь подсказать, но прямого ответа не давай. Переходите ко второму этапу, как только малыш справится с первым заданием
 
Попроси кроху положить фигуры на место. Каждая игрушка должна "получить" свой предмет. Таким образом ребенок будет тренировать и зрительную память.
 
Комментарии (1)
ДомоХозяйка # 6 января 2013 в 09:21 0
Да уж много однако , игр для детей, так вот где время найти на все.Домохозяйка

← Назад